На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Самостоятельная экскурсия по Карловым Варам ( часть 2 )

Колоннады, источники и музеи.

 

А теперь мы приходим к самой большой карловарской колоннаде - Мельничная колоннада. Великолепная колоннадная постройка является одним из традиционных символов Карловых Вар. Колоннада была построена в 1871-1881 гг. по проекту выдающегося чешского архитектора Йосефа Зитека - автора Национального театра в Праге. Постройка в свое время подверглась большой критике - ее приравнивали к дорожке для кегель или к грядке спаржи. Из-за недостатка денежных средств Зитек приступил к строительству упросченной колоннады (изначально постройка была задумана на три этажа). Строительные работы продолжались медленно и расходы росли. Долгие годы жители города не могли привыкнуть к удивительной новостройке, которая на их взгляд испортила центр города. На примере этого сооружения видно насколько противоречивы бывают эстетические и художественные взгляды.

В 1893 г. была колоннада протянута за Скальный источник. Открытый  зал длиной 132 м и шириной 13 м. Говорят, что колоннада состоит из 124 столбов. Если у вас есть время, то попробуйте эту информацию опровергнуть или подтвердить! Терраса на крыше завершается перилами на аттике, украшенными аллегорическими статуями, которые изображают 12 месяцев года. Статуи созданы скульпторами Вильфертом и Шрайбером. Внутри колоннады расположено большинство минеральных источников: Скальный, Млинский (Мельничный), Либушин, Князя Вацлава и Русалкин. Открытый зал образует нишу для оркестра. В 1982 г. была проведена реконструкция колоннады. Уже более ста лет пациентам рекомендуется именно Млинский источник. Свое название он получил по бывшей городской мельнице, которая стояла недалеко от него.

Мельничный источник вытекает в полукруглом холле, на стене которого находится мраморная доска на латинском языке "Ода на карловарские минеральные источники". Стихи написал около 1500 года гуманист Бохуслав Гасиштейнски из Лобковиц, частый гость и поклонник Карловых Вар. Над источником находится металлическая плита с переводом стихов Гасиштейнского из Лобковиц на чешский язык, автором которого является Ярослав Врхлицки. Пространство перед колоннадой возникло в 1949 г. благодаря мосту через речку Тепла. Напротив колоннады мы видим типичную карловарскую архитектуру на переломе 19 и 20 веков. Фасады домов богато украшены штукатуркой (дома "Глория". "Астория" и др.).

Исключением из правила является только универмаг фирмы Бата. Недалеко расположен ресторан "Петр", который выделяется своей характерной крушногорской архитектурой первой половины 19 века. Фасадом стиля модерн и мозаикой изображающей курорт привлекает дом "Пастер". Когда мы подходили к Мельничной колоннаде, вы наверное заметили на правой стороне крупную гранитную скалу, т. н. скалу Бернара. Свое название она получила от статуи св. Бернара находящейся на склоне холма, созданной в 1706 г. В непосредственной близости от статуи возвышается т. н. кембриджский столб, установленный здесь в 1834 г. в память о частых посетителях Карловых Вар - герцога и герцогини Кембриджских.

Покинем Мельничную колоннаду и пройдём по Курортной улице к Вржидельни колоннаде. За несколько метров от этого места расположен дом "У золотого ключа", в котором находится музей. На первом этаже здания находятся выставочные залы, в которых Карловарский музей организует выставки, на втором этаже можно посетить выставку "Мир колоннад" представляющую Карловы Вары в эпохах историзма и модерн. Центром экспозиции является редкая коллекция жанровых картин с видами Карловых Вар венского художника Вильгелма Гауса. Картины изображают город на протяжении периода 1894-1896 годов. Дом "У золотого ключа" связан с пребыванием двух выдающихся личностей - Карла Маркса и Зикмунда Фрейда. Карл Маркс приходил сюда за своим врачом Леопольдом Флеклесом во время пребывания на курорте в 1874, 1875 и 1876 гг. Зикмунд Фрейд пребывал в доме при лечении в 1912 г.

В 1960 г. в доме "У золотого ключа" был открыт музей Карла Маркса напоминающий о посещении выдающегося философа. После революции 1989 г музей был закрыт. В настоящее время в нем находится экспозиция "Мир колоннад". Выдающемуся психоаналитику 3. Фрейду будет на доме в ближайшее время открыта мемориальная доска. На правой стороне Курортной улицы вблизи Рыночной колоннады в направлении нашего маршрута находятся магазины. На левой стороне над входом дома №11 обратите внимание на бюст карловарского балнеолога доктора Милана Миксы, который в этом доме жил и принимал больных. В доме у Миксы встречались представители чешской науки и искусства. Дружеские отношения с Миксой поддерживал и носитель Нобелевской премии И. П. Павлов.

На этом месте курортная улица переходит в Рынок, в прошлом представляющий собой средневековый центр города. Вплоть до начала 17 века здесь стояли т. н. Госпитальные ворота, которые получили свое название благодаря госпиталю св. Духа с 1531 г. Недалеко отсюда, по левой стороне, находится известный дом "Черный орел", который единственный на Рынке сохранил свой прежний облик 1705 года - года своего основания.

дом "Черный орел"

По этому дому можно представить себе архитектуру города 300 летней давности. Рядом находится дом "Завойски" - самое чистое проявление архитектуры стиля модерн в Карловых Варах. Четырехэтажный жилой дом был построен в 1900 г. венским архитектором Карлом Гайбеком. Первый этаж здания был не очень удачно преобразован в 1924 г. Освальдом Поливкой.

В интерьере дома сохранились многочисленные оригинальные детали. Дом отличается оригинальным единством стиля вплоть до самых мелких деталей. Домовладельцем был портной Феликс Завойски, позже им стал пражский Промышленный банк. После долгих десятилетий снова с 1990 года здание принадлежит Промышленному банку, который открыл здесь свой филиал. Напротив дома "Завойски" находится необычный объект - Рыночная колоннада, которая была построена в 1883 году, как провизорий на 10 лет. Колоннада стоит уже более ста лет и стала неотделимой составной частью города. Несколько лет назад реконструирована. Колоннада простирается над Рыночным источником и источником императора Карла IV. Можно восхищаться размерным рельефом из металла изображающим легендарное открытие карловарских источников - работой архитектора А. Целклера.

Над Рыночной колоннадой на гранитной скале возвышается т. н. Замковая башня, сохранившаяся от некогда стоявшего здесь небольшого средневекового замка Карла IV, построенного около половины 14 века.

При пожаре города 1604 г. замок сгорел и от него осталась только башня, которая была снова воздвигнута ив 18 веке преобразована под стиль барокко. В прошлом с галереи башни звучали приветственные фанфары в честь знатных курортных гостей. В наши дни фанфары раздаются только при торжественных случаях. В башне можно посидеть в стилевом ресторане. Под Замковой башней расположена Замковая колоннада, отличающаяся деталями в стиле классицизма и модерн.

Колоннада была создана венским архитектором Фридрихом Оманном в 1911-1913 гг. Круглая площадка у Нижнего замкового источника открыта сверху. Струя источника бьет на фоне впечатляющей пластики, символизирующей покровителя источников. Пластика в стиле модерн высечена из камня венским скульптором Вацлавом Гейдой в 1913 г.

Согласно легенде - человек, который тронет нос покровителя источников, опять вернется в Карловы Вары или исполнится его заветное желание. Под рельефом вытекает Нижний замковый источник. Верхний замковый источник вытекает выше на Замковой вершине в прелестном круговом павильоне построенном в стиле классицизма.

Вокруг Замкового источника поднимемся на Замковую вершину и придем к англиканскому костелу св. Луки (Лукаша) законченному в 1877 г., немного далее увидим православный собор св. Петра и Павла. Однако давайте остановимся в долине реки Тепла и посетим знаменитый горячий источник Вржидло. Прежде чем войти в просторную Вржиделни колоннаду предлагаем вам остановиться у двух достопримечательностей в конце Рынка.

На перекрестке созданном Рынком и улицей Замковая вершина находится выразительная скульптурная группа в стиле барокко 1716 г. Иногда ее называют чумным столбом, т. к. памятник выражает благодарность жителей города за спасение их от свирепствовавшей по всей Чехии в 1713 году чумы. Памятник создан жлутицким архитектором Йозефом Освальдом Вендой. На углах памятника установлены фигуры святых Войтеха, Августина, Флориана и ангелов. В центральной части скульптурной композиции - небесный трон бога Отца и Сына, возлагающих корону на голову Девы Марии. В самом конце Рынка, примерно 20 метров от столба на правой стороне находится знаменитый дом "У трех мавров".

Поэт И. В. Гете полюбил Карловы Вары и тринадцать раз лечился здесь. Чаще всего. девять раз. он останавливался в доме "У трех мавров", который принадлежал известной семье производителей олова Гейлингеттеров. Вплоть до 1910 г. дом сохранял свой прежний облик второй половины 18 века с богатыми украшениями фасада в стиле барокко.

В 1910 г. дом приобрел теперешний вид благодаря архитектору Фридриху Оманну. Мемориальная доска и надпись на оригинальной двери о том. что этой дверью проходил Гете, напоминает всем о посещении курорта одним из самых знаменитых карловарских гостей.

Давайте войдем в Вржиделни колоннаду и посмотрим самый знаменитый карловарский источник. Вржидло, которое, согласно легенде, открыл Карл IV во время охоты на оленя. Вржидло всегда пользовалось популярностью среди курортных гостей. Его благотворное воздействие воспевали еще ренессансные поэты 16 века. С самого начала применения этого источника Вржидло закрывали крышками, позднее - благоустроенными павильонами и колоннадами. Сегодняшняя, не очень удачная постройка была создана в 1971-1975 гг. по проекту архитектора Ярослава Отрубы.

Новая постройка заменила временную деревянную колоннаду с 1939 г., когда была разобрана чугунная колоннада с 1879 г. Температура Вржидла - 72 градуса по Цельсию. Источник вытекает из глубины около двух тысяч метров и его интенсивность достигает двух тысяч литров в минуту. В холле колоннады можно одолжить курортный стакан и попробовать воду из различных источников. После окончания осмотра колоннады и дегустации минеральной воды перейдем улицу и по лестнице поднимемся к самому ценному архитектурному памятнику города - храму Марии Магдалины.

храм Марии Магдалины

Храм был воздвигнут в 1732-1736 годах по проекту выдающегося представителя чешской архитектуры эпохи барокко Килиана Игнаца Динценгофера. Алтарная картина написанна художником Элиашем Доллгопфом из Горного Славкова. Под церковью находятся просторные крипты. Во время большого пожара города в 1759 г. собор очень пострадал - полностью сгорели две башни. Оригинальные луковицы купола церкви были заменены простыми двускатными крышами и были восстановлены только в 1861 г. На месте этой церкви еще в средневековье сто яла церковь (первое упоминание о ней относится к 1485 г.). Многие столетия управление церковью осуществлял орден монахов Святого Креста.

После осмотра церкви спустимся по Церковной улице вокруг современного санатория "Тоска" к углообразному объекту Чешской сберкассы. Пройдем мимо дома "Термия", в котором при своем первом пребывании на курорте жил композитор Антонин Дворжак; о нем напоминает мраморный рельеф от 1951 г. Великолепный объект сберкассы вместе с домом "Завойски" является самой красивой постройкой в стиле модерн в Карловых Варах. Здание сберкассы было построено в 1904-1906 гг. по проекту городского инженера Отто Стайнла. Архитектор умер в возрасте 32 лет, не дождавшись окончания своего труда.

Здание сберкассы

Прежде чем перейти на другой берег реки Тепла - на Старый Луг - посмотрим издали на два знаменитых объекта на Театральной площади, на которой мы сейчас находимся. Недалеко от сберкассы видна гостиница "Централ" с мемориальной доской русскому писателю А. Н. Толстому, который лечился в Карловых Варах в 1936 г. Это интересное здание было построено в половине двадцатых годов. Его фасад украшают некоторые кубистские орнаменты. Доминантой Театральной площади является театр им. Витезслава Незвала, который был построен в 1884-1886 гг. на месте старого городского театра от 1788 г. Театр является образцом мастерства венских архитекторов Фердинанда Феллнера и Германна Гельмера, которые прославились по всей Европе как архитекторы театров.

Архитекторы Феллнер и Гельмер построили целый ряд других карловарских зданий и определили таким образом архитектурный характер курортного города в стиле историзма и модерн. Зрительный зал театра имеет богатую отделку орнаментикой в стиле рококо. Виртуозно выполненные лепные украшения дополняет декоративная живопись в стиле модерн венских художников Густава Климта и Франца Матша. Здесь, как и в случае с Замковой башней и Замковой колоннадой, мы желаем гостям и жителям города скорого окончания реконструкции театра. Прежде чем пройти к гранд-отелю "Пупп" разрешите нам, уважаемые гости, обратить ваше внимание на холм возвышающийся высоко над домами Старого Луга, которые находятся напротив - за рекой Тепла.

Вершина крутого холма, называемая вершиной Петра, отличается наличием обозревательной площадки и деревянного креста с именем русского царя Петра Великого. Царь Петр Первый в 1712 г. смело поднялся на вершину на неоседланной лошади и вырезал на кресте свои инициалы. На склоне под вершиной расположен Глориет Мейера - деревянный павильон построенный в 1804 г. уроженцем Карловых Вар богатым венским торговцем Мейером. Из павильона открывается чудесный вид на город. В направлении к Вржидлу в лесу видна крупная гранитная скала, на вершине которой находится статуя серны. Оригинальная статуя была выполнена из цинка берлинским скульптором Августом Киссом в 1851 г. В 1984 г. статуя была уничтожена вандалами, ее точную копию из бронзы создал в 1986 г. карловарский скульптор Ян Котек.

От сберкассы перейдем на противоположный берег реки Тепла и пойдём против ее течения по Старому Лугу к гранд-отелю "Пупп". Обратите особое внимание на дом "Атлантик", находящийся сразу за мостом. Несмотря на многочисленные изменения архитектурных стилей и вкусов, дом до наших дней сохранил свою исключительную прелесть. Здание было построено в 1913 по проекту карловарского архитектора Байера. Причудливый фасад декорирован пластикой в стиле модерн из керамики покрытой глазурью. 

 

Картина дня

наверх